executivecoach-blog

Счастье на работе: не все так просто!

(Начало статьи) 

Недавно мы участвовали в мотивационных семинарах, организованных компаниями, в которых мы работаем. Нам читали проповеди о счастье. На одном семинаре спикер рассказывал о том, что счастье сделает нас здоровее, добрее, продуктивнее и у нас даже есть шанс на повышение.

На другом семинаре нужно было обязательно участвовать в диких танцах: предполагалось, что тела должны были наполниться радостью. Так что один из нас был вынужден сбежать и спрятаться в ближайшей уборной.

С тех пор, как группа ученых включала и выключала свет на заводе в Хоторне в середине 1920-х годов (известный под названием «хоторнский эксперимент»), умами ученых и управленцев завладела идея повышения производительности труда работников. Так, в последнее время, в корпоративных кругах набрала обороты идея о том, что счастье – это путь повышения производительности труда. Фирмы тратят деньги на коучинги по счастью, тимбилдинги, консультантов по развлечениям, руководителей радости (да-да, и такого вы можете найти в компании Google). Эти активности и должности могут казаться радостными и даже странными, но компании воспринимают их очень даже серьезно. А стоит ли?  

Если более внимательно изучить исследования – что мы и сделали после случая с танцами – на самом деле, поощрение счастья на работе не всегда является хорошей идеей. Мы не отрицаем тот факт, что счастливый сотрудник вряд ли уйдет из компании, с большей вероятностью удовлетворит клиента, и охотней будет участвовать в общественных мероприятиях. Но мы также нашли и альтернативные результаты, которые показывают, что идея о том, что счастье может повысить производительность труда, принятая как аксиома, - это миф.

(Выводы статьи)

Почему мы продолжаем держаться за веру в то, что счастье может улучшить нашу работу, зная результаты всех опровергающих это исследований? В соответствии с одним из них, ответ кроется в эстетике и идеологии. Счастье – это удобная идея, которая хорошо смотрится на бумаге (эстетическая сторона). Эта идея также позволяет избегать более серьезных проблем, как, например, конфликты и корпоративная политика (идеологическая сторона).

Если мы предполагаем, что счастливые работники лучше работают, мы таким образом избегаем более неудобных вопросов, особенно, если считать, что счастье часто является предметом выбора. В этом случае очень удобно расправляться с нежелательными личностями в корпорации. Использование счастья, со всей его неопределенностью, - это прекрасный способ решать проблемные вопросы, например, связанные с увольнениями. В своей книге «Розовые очки», Барбара Эренрейх (Barbara Ehrenreich) заметила, что позитивные послания о счастье оказываются особенно популярными во времена кризисов и массовых увольнений.

Статья описывает 9 последствий усилий по корпоративному "счастью", доказывая, что это - не самый эффективный способ повысить продуктивность. Так же в статье, помимо бизнес-вопросов, рассматриваются и результаты "тотального счастья" в личной жизни.

Покупайте перевод статьи за 35 грн.