Почему некоторые люди лучше восприимчивы к коучингу, чем другие?
Автор, Томас Чаморро-Премузик, доктор философских наук
На сегодняшний день коучинг – широко применяемая практика в бизнес среде. Однако эффективность коучингового вмешательства – достаточно переменная величина. Это зависит не только от метода, используемого коучем, и его компетенции, но также от психологических качеств клиента. Проще говоря, некоторые клиенты более восприимчивы к коучингу, чем другие, при равных условиях: использовании одинаковых инструментов, техник и с тем же коучем.
Возникает вопрос, почему определенные люди более склонны менять себя, нежели другие? Почему некоторые люди более восприимчивы к развивающим вмешательствам, а значит, со временем демонстрируют последовательный и возможно даже постоянный прогресс? Мы полагаем, что существует четыре основных барьера для изменений, а люди, более восприимчивые к коучингу, более способны к преодолению этих барьеров. Что же они делают правильно?
1) Восприятие обратной связи.
Первый барьер на пути к изменениям – игнорирование обратной связи о своем поведении, действиях и своей личности, особенно если эта обратная связь имеет негативный характер. Люди, расположенные к коучингу, обращают внимание на эту информацию. Даже если правда причиняет боль, они принимают ее, потому что осознание собственных слабостей - это ключ к их устранению. Такие люди знают, что признание того, чего они не знали ранее, помогает расширить свои знания. Поэтому такие люди стремятся определить свои «слепые зоны» между видением себя самим и видением себя со стороны другими людьми. После этого их самосознание и самопознание растет. Обратная связь – это главный импульс к изменениям. Без этого любое вмешательство будет непрогнозируемым и неэффективным.
2) Желание меняться.
Второй барьер на пути к изменениям – это сила воли. На самом деле, поменять можно даже самые распространенные, привычные и укоренившиеся манеры поведения. Основная проблема у большинства людей – это нежелание делать что-то, чтобы поменяться. Если человек примет критическую и честную обратную связь и поймет преимущества изменений, но при этом у него не будет воли к изменениям, даже самый лучший коуч ничего не сможет сделать. Как говорится в известной шутке: чтобы поменять лампочку, нужен только один психолог, но только в том случае, если лампочка на самом деле хочет поменяться. Именно поэтому мотивация является важнейшим элементом коучинговой программы. Но важно помнить, что мотивация на самом деле означает «само мотивацию». Великий Дейк Карнеги когда-то заметил, что «единственный путь заставить человека что-то сделать – это сделать так, чтобы этот человек сам захотел что-то сделать». Люди, восприимчивые к коучингу более склонны к тому, чтобы захотеть измениться.
3) Идти против своей природы.
Третий барьер – это степень усилий и энергии, которые требуют некоторые серьезные коучинговые вмешательства. Даже если человек воспринял критику в свой адрес и имеет желание поменяться, он еще должен пойти против своей природы, например, избавиться от своих привычек, выработать новые привычки, или сдерживать свои естественные порывы в поведении. Большинство коучинговых программ требуют от клиентов прекращения вредных (хоть и привычных) действий, и выработки новых, полезных. Конечно же, намного проще остаться со своими привычками, чем заменить их. Такие действия демонстрируют значительную силу личности. У каждого есть свои шаблоны поведения, мыслей и действий, которые вырабатывались в течение многих лет. Люди, восприимчивые к коучингу, более способны разрушить эти шаблоны, потому что для этого они прикладывают намного больше усилий.
4) Долговременная настойчивость.
Давайте признаем, что многие даже не доходят до этого этапа. Но тех, кто принял критику в свой адрес, воспринял необходимость изменений и много работал для достижения успеха, ждет последняя преграда – долгосрочная самодисциплина и самоотверженность. Иначе желаемые изменения останутся эфемерными, а результаты коучинга будет напоминать результаты многих фитнес или диетических программ: как 90% новогодних обещаний, которые нарушаются уже через месяц. Сложно измениться, но удержать изменения в течение длительного периода еще сложнее, а люди, которые восприимчивы к коучингу, могут это сделать.
Последнее, на что нужно обратить внимание – критерии, по которым мы должны оценивать изменения. Это приводит нас обратно к первому пункту, потому что лучший способ понять, произошли ли изменения – это попросить других людей дать обратную связь по Вашему поведению и действиям, особенно в отсутствии объективных показателей. Самовосприятие изменений так же ненадежно и не точно, как и любое видение себя самого, поэтому его нужно исключить. Некоторые люди, наименее подверженные коучингу, быстро убедят себя в том, что они прошли эффективный коучинг, когда на самом деле у них совершенно ничего не изменилось, кроме собственного взгляда на самого себя. Как и любое исследование здоровья, обратная связь должна быть регулярной. В этом – еще одно отличие между людьми, более и менее восприимчивых к коучингу: первые ценят регулярную обратную связь, а вторые ее игнорируют.
Нет ни одного аспекта человеческого поведения, которое нельзя было бы изменить. Но человеческая склонность к сознательному и стратегическому изменению разнится настолько же, насколько и само человеческое поведение.